Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Климента Митрополита Калужского и Боровского

Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Климента Митрополита Калужского и Боровского

Освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве — всем христолюбивым христианам Земли Калужской, верным чадам Русской Православной Церкви

Я знаю, Искупитель мой жив (Иов. 19: 25)


Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Христос воскресе!

Вновь пасхальный звон разливается по всей Земле, наполняя радостью верующие сердца, свидетельствуя всему миру о наступлении спасительного Дня Господня. Его прообразует Светлая седмица, во все дни которой Церковь собирает всех своих чад на пир Агнца, зовет нас приобщиться вечной жизни во Христе за Божественной литургией.

Воскресение Христово положило конец главной драме человечества — богооставленности. Не Господь отверг свое создание. Человечество от Адама и Евы и до наших дней отвергает божественные законы и следует своей правде, удаляясь от своего Творца и Источника нескончаемой блаженной жизни. Христос пришел в мир не для того, чтобы исправить человеческие порядки или разрешить социальный кризис и даже не для того, чтобы сохранить любимый Им Иерусалимский храм. Бог стал Человеком и воскрес из мертвых, чтобы даровать присущую только Ему вечную жизнь каждому из нас! Однако, по свидетельству Его любимого ученика, «мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:10, 11). Даже «братья Его не веровали в Него» (Ин. 7:5). И язычник Пилат, вынося приговор Мессии, отстранено признал: «Твой народ и первосвященники предали Тебя» (Ин. 18:35).

Но в то время, когда безликий социум требует: «Распни Его!», — Христос заботится о конкретном человеке: утешает покаявшегося разбойника обещанием скорого пребывания в раю с Богом. Немыслимо страдая на Кресте, Спаситель благовествует пасхальную радость! И нашу участь в вечности определит личная встреча с Христом, уже победившим смерть и разрушившим ад, сделавшим все для нашего спасения от греха и вечной смерти. Сегодня от нас зависит, будем ли мы затягивать на себе петлю отчаяния подобно всем нераскаянным грешникам от Каина до Иуды Искариота или ожидать пришествие Христово подобно благоразумному разбойнику в покаянии и в служении как первые христиане, произносившие с дерзновением: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20).

Нерв противостояния правды человеческой правде Божией обнажается в книге Иова, глубоким смыслом которой наполнено богослужение Страстной седмицы. Советы и обличения друзей многострадального Иова были для него хуже смерти, потому что живую личность Искупителя они заменяли мертвенным детерминизмом человеческой морали. И это очень актуальная в наше время тема. До сих пор с одобрения общества лишают жизни тех, кого Христос повелел первыми пускать к Нему — детей (см. Мф. 19: 14). Не иссякает кровавый поток абортов «по социальным показаниям», оправданный человеческой логикой. Подтачивает она и богоустановленный брак между мужчиной и женщиной, приравнивая ему временное сожительство, подобное известному еще с языческих времен конкубинату.

Пасха Господня уверяет нас, что при личной встрече с Небесным Царем мы не сможем оправдаться человеческими обычаями или общественным мнением. «Каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим. 14: 12), — предупреждает апостол. В присутствии Господа всякая неправда уничтожается, как разрушился ад сошествием в него Христа. В Царство воскресшего Господа ведет исполнение только Его заповедей. Этот единственный путь начинается с нищеты духовной (Мф. 5: 3) или, по толкованию святителя Иоанна Златоуста — со смиренномудрия. А оно приобретается кротким перенесением всех тягот и несправедливостей ради Господа: «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16: 24).

Христианское смирение и служение ближним ради Христа приносит сладкие плоды не только в будущем веке, но и в настоящем. В семье человек может пережить реальное счастье, которое в своей мере отражает грядущее блаженство в вечности, где все будут детьми Отца Небесного. Семья — это наше райское наследие (Быт. 1: 27—28; 2: 24). Она преграждает распространение зла в земной юдоли, по замечанию Спасителя: «Вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим» (Лк. 11: 13). Праведный Иов за проявленное долготерпение и смиренномудрие был утешен семейным счастьем и многочисленным потомством. Постараемся и мы безропотно идти евангельским путем, чтобы жить ожиданием личной встречи с Господом подобно ветхозаветному страдальцу, сказавшему: «Я знаю, Искупитель мой жив… Я узрю Его сам» (Иов. 19: 25, 27).

От всей души желаю всем вам, дорогие отцы, братья и сестры, встретить Пасху Христову с радостью о соединении с Богом в таинстве Причащения и о торжестве в своей жизни божественной правды, из глубины сердца свидетельствующей:

Воистину Воскресе Христос!

Смиренный КЛИМЕНТ Митрополит Калужский и Боровский


фото nikolo-kozinsky.ru