24 июля состоялось 487-е заседание Совета Федерации, завершающее весеннюю сессию. Председатель комитета по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов представил закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как отметил сенатор, изменения, вносимые в Бюджетный кодекс, направлены на исполнение бюджета в этом году и определение основ формирования бюджета на следующие три года. В Бюджетный кодекс, в частности, предлагается внести норму о зачислении 100 процентов акцизов на виноматериалы, виноградное сусло, фруктовое сусло в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Кроме того, уточняется порядок распределения акцизов на средние дистилляты, поступающие в региональные бюджеты по нормативу 50 процентов. Согласно изменениям, с 1 июля этого года региональную долю указанных акцизов предлагается распределять между субъектами дифференцированно в зависимости от объёмов реализации на территориях. Как было отмечено, по информации Минфина РФ, с учетом ожидаемого существенного роста суммы поступлений по этому акцизу, предлагаемый подход не приведет к снижению доходов регионов относительно текущего уровня.
«Мы считаем, что в дальнейшем необходимо подвести предварительные итоги применения предложенного механизма и проработать вопрос установления дифференцированных нормативов распределения региональной доли акциза на средние дистилляты на 2021 год и последующие годы с учётом сложившейся практики», — заявил Анатолий Артамонов.
Бюджетным кодексом устанавливается также необходимость распределения всех межбюджетных трансфертов законом о федеральном бюджете или иных межбюджетных трансфертов актами Правительства до 1 января следующего года. До этой даты должно осуществляться и заключение соглашений о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов бюджетам регионов. По словам сенатора, фактически это уже было сделано при подготовке бюджета на этот год.
Еще одна важная поправка затрагивает Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП). Одновременно с проектом федерального бюджета предлагается вносить не только данные по ФАИПу, но и распределение бюджетных средств по объектам, включаемым в программу. «Таким образом мы усиливаем парламентский контроль за федеральной адресной инвестиционной программой, о чем мы неоднократно с вами говорили в связи с ежегодным ростом объемов незавершенного строительства», — отметил сенатор.
Кроме того, для финансирования мероприятий, направленных на развитие экономики и устранение последствий коронавирусной инфекции, предусмотрена возможность увеличения объема расходов в 2020 году до 1,8 трлн. рублей за счёт увеличения заимствований. При этом внесение изменений в Федеральный бюджет не потребуется.
Законопроектом также вносится поправка Правительства РФ о зачислении 100 процентов платежей по искам о возмещении вреда, причиненного водным объектам, в те бюджеты, в собственности которых эти объекты находятся.
«Принятие данной нормы обозначило несколько проблем, возникающих при возмещении нанесенного ущерба окружающей среде, поэтому мы провели расширенное заседание комитета для того, чтобы все смогли высказать свои опасения по этому вопросу», — сказал Анатолий Артамонов.
По итогам этого заседание было предложено поручить комитету по бюджету и финансовым рынкам, комитету по аграрно-продовольственной политике и комитету по федеративному устройству совместно с Правительством РФ проработать несколько вопросов. Они касаются направления доходов от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного водным объектам, на финансовое обеспечение мероприятий по охране окружающей среды, усиления ответственности за нанесение вреда окружающей среде в зависимости от размера причиненного ущерба, а также компенсации выпадающих доходов бюджетов регионов.
По итогам голосования сенаторы поддержали внесение изменений в Бюджетный кодекс.